В вопросе аттестации баллонов существуют нормы, которые установлены законодательством. Они предписывают обязательное освидетельствование баллонов, находящихся под высоким давлением каждые 5 лет. Дата последней аттестации выгравирована на паспорте емкости, который расположен под ее горловиной на металлической пластине, где указаны завод изготовитель, дата изготовления, вес, объем и рабочее давление в баллоне.
Освидетельствованию подлежат все баллоны, дата изготовления которых не превышает 40 лет (предельный срок эксплуатации емкостей для газа). Аттестация газовых баллонов – это не только процедура обязательная для выполнения согласно закону, но и вклад в собственную безопасность, учитывая печальную статистику смертей и разрушений, связанных с поврежденными емкостями для газа. Только взрывы бытовых газовых баллонов в Российской Федерации становятся причиной смерти более 200 человек ежегодно.
Порядок проведения освидетельствования баллонов один и принят на государственном уровне.
После проверки на наличие вмятин и других дефектов визуально, испытания проводят на специальном стенде. Для этого снимается вентиль и после проверки внутренней части емкости, в нее заливают воду, тем самым увеличивая давление внутри баллона. Такие испытания называются гидравлическими. Вентиль проверяется на работоспособность мастером и, в случае необходимости, делается его ремонт или замена.
Некоторое отличие имеет испытание баллонов для ацетилена. Так как внутри их пористая масса и растворитель, давление увеличивают пневматическим способом, во время которого баллоны погружаются в ванну с водой.
Аттестация газовых баллонов в Москве, как и везде, проводится специалистами, имеющими спецподготовку и разрешение на проведение этих работ. Разрешения выдаются компаниям, которые занимаются наполнением баллонов газом или специализированным пунктам, где проводятся испытания.
От качественного освидетельствования полностью зависит, будет ли баллон представлять угрозу для жизни при его последующей эксплуатации.
В случае, если емкость не проходит аттестацию, специалисты диагностируют дефект и принимают меры к его устранению, когда это возможно. Если нет – баллон утилизируют. Не ставят освидетельствование на баллонах, которые имеют на наружной или внутренней поверхности следы коррозии, видимые вмятины, трещины или царапины, превышающие величину 10% от толщины стенки. Износ резьбы на горловине и отсутствие паспортных данных тоже являются причиной отбраковки.
Такой скрупулезный подход обусловлен опасностью эксплуатации баллонов, находящихся под давлением, невзирая на кажущуюся безопасность наполняющих их технических газов.